Миасс:8-(3513) 590-390
Тюмень:8-(3452) 616-999

МАЗКомТранс

официальный дилер
Минского автомобильного завода

Новости компании МАЗКомТранс

27 апреля 2015

Газовая тема МАЗа

Тема транспорта, работающего на газовом топливе, сейчас актуальна у отечественных автопроизводителей. КАМАЗ, ГАЗ активно работают с ней. Аббревиатура CNG (Compressednaturalgas) сегодня модный тренд, признак технической прогрессивности и чуть ли не синоним светлого будущего. 

Естественно, Минский автозавод, в стороне не остается. Какими бывают газовые МАЗы и когда все началось?

01. Кто следит за отраслью, тот, пожалуй, вспомнит проект «ЭкоМАЗ» 2008 года. Вдохновителем проекта была фирма TRADO Holding, чешский дилер МАЗа. Именно в Чехии был построен MAZ-534003, на шесть лет опередивший аналогичный по смыслу проект, который сам МАЗ представит только к своему 70-летнему юбилею.

02. На MAZ-534003 установили чешский газовый двигатель TEDOM TG 210 AV мощностью 285 л.с., а объем газовых баллонов составлял 805 л. Сами баллоны, кстати, были очень удачно скрыты пластиковыми щитками.

MAZ-534003 пригоняли в Минск на презентацию, но тогда в родных пенатах CNG-тема еще не была в таком почете, как сейчас и, сложилось впечатление, что головной автозавод тогда, мягко говоря, не очень сильно заинтересовался чешским предложением. По крайней мере в линейке техники для домашнего рынка у МАЗа такой модели тогда так и не появилось. А TRADO Holding, была информация, получила заказ на 50 таких машин.

03. Были ли построены 50 экземпляров, мы не знаем, но знаем, что тема чешских газовых МАЗов получила продолжение. Этот снимок датируется апрелем 2013 года и доказывает, что как минимум один чешский газовый МАЗ с рестайлинговой внешностью существует.

04. В 2009 году «как бы первый» автобус МАЗ на газовом топливе. «Как бы первый» он потому, что первый, попавший в медиа-пространство. Построен это автобус был в Сербии, местным партнером, фирмой «Вулович транспорт». Двигатель здесь газовый 280-сильный Cummins CGe4 280, объем газовых баллонов — 1176 л. Комплект газового оборудования поставляла фирма DynetekEuropeGmbH. А что эмблема БИК вместо МАЗовской? БИК — аббревиатура от сербского «Бус ИндустријаКрагујевац» и торговая марка «Вулович транспорта», который в городе Крагуевац и базируется.

05. Действительно первый автобус МАЗ на газовом топливе выглядел вот как. МАЗ-104С на газовое топливо, судя по всему, был переоборудован силами МинскТрансГаза, «служебкой» которого он и работал.

06. Газовый автобус собственной конструкции минчане впервые показали вна выставке ComTrans ‘ 2013, то есть только через четыре года после сербов. Называется этот вариант МАЗ-203.965 и оснащен другим газовым двигателем Mercedes-Benz М 906 LAG EEV.

07. Баллонный блок размешен не в центре крыши, как на сербском варианте, а сдвинут вперед. Объем полимерно-композитных баллонов российско-норвежской фирмы Rugasco. Баллонов здесь шесть, каждый объемом по 214 литров. В сумме это 1284 литра или 257 «кубов» газа.

08. Газовые автобусы МАЗ это уже серийный продукт. Их уже построено как минимум 20 экземпляров. 10 штук купил Миноблавтотранс, 8 — Белтрансгаз для служебных целей и два экземпляра проданы в Россию.

09. Вот здесь как раз показан момент передачи первой партии автобусов Миноблавтотрансу.

10. Это пригородные двухдверные версии. Индекс такого автобуса — МАЗ-203.С65.

 11. Газовый грузовик МАЗ представил летом 2014 года. Через шесть лет после чехов. Машину нарекли «простым и запоминающемся» индексом МАЗ-534023-0000520-030. Здесь установлен китайский газовый двигатель двигателем Weichai WP10NG280 и четырьмя баллонами Rugascoобщим объемом 1128 л.

12. Весной нынешнего года на это же шасси установили мусоровозную надстройку. Так МАЗ-534023-0000520-030 превратился МАЗ-590423-010. Но есть у него имя собственное — Сапфир-Эко.

13. Ящик с газовыми баллонами установлен за кабиной и выглядит как-то совсем уж сурово. Пожалуй, здесь есть смысл воспользоваться чешским опытом с декоративными щитками.

14. Выглядит сурово, но вся аппаратура здесь от мировых лидеров — заправочные гнезда производства немецкой фирмы WEH, соединительная арматура (штуцера, угольники, запорные краны, трубки высокого давления, и др.) произведена компанией Swagelok (американская фирма, но с производственным филиалом в Европе).

15. А это тоже газовый МАЗ. Только уже на самомМАЗе его мало кто помнит. Разработка 30-летней давности, так сказать, архивное преданье старины глубокой. Но это не газовая машина в «чистом виде». Этот вариант мог работать и на газу и на дизеле.

16. В 1985 году был создан экспериментальный газовый двигатель ЯМЗ-Э236М. Сначала его установили на макетный МАЗ-5551 в Москве, вНАМИ, а ноябре 1986 года новый экземпляр был собран уже в Минске на заводе. На снимке как раз заводской вариант МАЗ-55512.

17. Пять металлических газовых баллонов располагались на раме.

Испытывали две построенные опытные машины, по-советски, основательно. До 1990 года почти. Машины были рекомендованы к серийному производству, но… машины то создали, а инфраструктуру для их массовой эксплуатации— нет. Так МАЗ-55512 не стал серийной моделью.

Сейчас CNG-тема переживает словно второе рождение. Под газовую техику разрабатываются льготные программы финансирования, тему активно лоббирует Газпром. Все указывает на то, что ГАЗовых грузовиков и автобусов, в том числе марки МАЗ будет все больше и больше.