Миасс:8-(3513) 590-390
Тюмень:8-(3452) 616-999

МАЗКомТранс

официальный дилер
Минского автомобильного завода

Новости компании МАЗКомТранс

25 января 2016

Поиграем мышцами. "Бодибилдерная" стезя МАЗа

Как правило, сами автомобильные заводы занимаются этим крайне редко, отдавая "специализацию" небольшим компаниям. В этом случае спецгрузовику присваивается другой VIN-код, в который "зашифровывается" наименование фирмы-"бодибилдера", и конечным изготовителем транспортного средства считается уже она, а не головной автозавод, изготовивший шасси. 

Долгое время так было заведено и на МАЗе, пока с развитием могилевского, а позже и гродненского филиалов сам автозавод активно не включился в тему спецнадстроек, став конечным изготовителем многочисленных вариантов спецмашин. О спецтехнике марки МАЗ, даже в "спецнадстроечных" вариантах несущей именно мазовский VIN-код, расскажем сегодня.

Самый массовый тип спецнадстройки в мире - это самосвальный кузов. Мало кто задумается, что, например, ни Volvo, ни MAN, ни IVECO сами самосвалов не строят. Это делают фирмы-партнеры. Но у МАЗа - своя тактика. Самосвалами МАЗ занимается со времен основания, и сегодня в гамме завода сотни модификаций самосвалов. Сейчас все они собираются в филиале в Могилеве.

Исторически "Могилевтрансмаш" еще до присоединения к МАЗу был довольно известным производителем автокранов. После того как предприятие присоединили к МАЗу, уже сам автозавод стал изготовителем автокранов. Смех смехом, но, пожалуй, это первый прецедент в мире. Ни один другой "головной автозавод" автокраны не строит, а для МАЗа это одна из важных тем и десятки вариантов. На фото показан автокран КС-5571BY-A "Машека".

Та же история и со строительными коленчатыми подъемниками. Этой темой "Могилевтрансмаш" занимался еще в "домазовскую эпоху". Подъемники строили почти штучно, а теперь это массовый продукт. На фото показан 20-метровый вариант АГП-20-2/ПСС-141.20Э.

Экспериментировал "Могилевтрансмаш" с мусоровозными надстройками тоже давно, но массовый выпуск тогда так и не наладил. "Под крылом" МАЗа мусоровозная тема расцвела пышным цветом. Теперь МАЗ изготавливает целую гамму спецнадстроек для утилизации бытовых отходов. Какие-то версии строят на основе российских машинокомплектов, а есть и целиком самостоятельные модели. Открывают мусоровозную гамму "малогабаритки", например, такие, как этот МАЗ-4903A2.

МАЗ-5903А2 с задней загрузкой - представитель условного "среднего класса" в мусоровозной гамме Минского автозавода. Существуют еще версии с боковой загрузкой. Эти спецмашины делают на основе машинокомлектов мценского завода "Коммаш", но конечным изготовителем считается именно МАЗ.

Мусоровозы с газовыми двигателями - перспективное направление. Индекс машины на фото - МАЗ-590423-010. Но есть у нее и имя собственное - "Сапфир-Эко". Надстройка здесь полностью своя и выглядит, кстати, аккуратнее мценской.

МАЗ-690214 "Сапфир" - это топовый и самый большой мазовский мусоровоз. Надстройка тоже полностью собственная, вмещает внушительные 24 "куба" отходов, а комплектация у шасси на зависть богатая - 86-сильный турбодизель Mercedes-Benz OM 906 и 6-ступенчатая автоматическая коробка передач Allison 3000.

Благодаря сотрудничеству с мценским "Коммашем" в гамме МАЗа появились и поливомоечные машины. Открывает их линейку "малыш" МАЗ-490843 с запасом воды 5,5 куб.м.

А так выглядит мценско-могилевская поливомоечная классика КО-806. Поливомоечная машина КО-806 дополнительно оснащена кондиционером, а "под брюхом" установлена цилиндрическая щетка для подметания улиц.

Новое направление деятельности - установка краново-манипуляторных установок на шасси МАЗ. Между ОАО "МАЗ" и итальянской фирмой Fassi подписан меморандум о сотрудничестве. На фото - один из первых результатов этого сотрудничества МАЗ-6941А9 с 5,8-тонной КМУ Fassi F135A.022, смонтированной на заднем свесе.

Еще один вариант монтажа краново-манипуляторной установки - МАЗ-6941А9 с КМУ Fassi F165A.022 за кабиной. МАЗ стал первым автозаводом в СНГ, который сам занялся монтажом КМУ на свои грузовики. Прежде этим занимались сторонние фирмы. 

Утверждать наверняка нельзя, но, похоже, именно посмотрев на мазовский опыт, свою краново-манипуляторную "дочку" открыл и КАМАЗ. Правда, там другое юрлицо, соответственно другой VIN-код. В нашем же случае это именно МАЗ по "конечному" VIN-коду.

С лесовозами немножко другая история. Во всем мире этой темой занимаются сторонние фирмы, но в СССР почти все грузовые автозаводы, кроме ЗИЛа и ГАЗа, лесовозы строили сами, в том числе и МАЗ с 1950-х годов. Лесовозной тематикой МАЗ занимается и сейчас. Производство лесовозных спецнадстроек, как и большинства прочих, сейчас сосредоточено в Могилеве.

Мценский "Коммаш" и итальянская Fassi не единственные партнеры МАЗа по спецнадстройкам. Есть еще южнокорейский партнер - компания Everdigm. Первым плодом сотрудничества стал бетононасос Everdigm 43CX-5, который "Могилевтрансмаш" смонтировал на длиннобазном МАЗ-6516. Такому спецварианту присвоили собственный индекс МАЗ-693269. Однако сотрудничество с компанией Everdigm у МАЗа сложилось весьма интересно.

Пожарные четырехосные МАЗы пусть в небольшом количестве, но все же увидели серию, причем с двумя вариантами спецнадстроек, поставщиком которых выступил Everdigm. Речь о пожарных коленчатых подъемниках и автолестницах. Здесь показана автолестница, опять же южнокорейская Everdigm ERL52, смонтированная в Могилеве. Отечественный индекс - АЛ-52. Этот экземпляр несет службу в Гродно.

Много лет "кузовным" ателье МАЗа был "Могилевтрансмаш", однако теперь появилась и гродненская площадка. В состав холдинга "БелавтоМАЗ" включили Гродненский опытно-механический завод. Так в гамме МАЗа появились молоковозы, бензовозы и топливозаправщики. Здесь показан топливозаправщик АТЗ-17/2 на шасси МАЗ-690214 в "богатой" комплектации с импортными коммуникациями.

Пусть это звучит довольно пафосно, но факт - нет другого такого машиностроительного предприятия, которое выпускало бы автобусы, грузовики, трассовые и не только трассовые полуприцепы, самосвальные кузова, а также коммунальную технику, автокраны, бетононасосы и коленчатые подъемники одновременно. Нет не только в СНГ, но и, пожалуй, в мире. А наш МАЗ все это производит, причем под своим VIN-кодом. 

В нынешние непростые времена собственная спецтехника - это весьма неплохое подспорье для продуктового портфеля. 

Дмитрий ГЛАДКИЙ 
Фото автора